UNIVERSAL ROBOTS РАЗРАБОТАЛА UR5, ПЕРВОГО ЛЕГКОГО РОБОТА, КОТОРЫЙ ВЫШЕЛ НА РЫНОК, И ПРЕВРАТИЛА ЕГО В УСПЕШНУЮ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ. ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД НА ИСТОРИЮ, МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА РЫНКЕ НЕОДНОКРАТНО ПРОВЕРЯЛИ ПРЕДЕЛЫ СУЩЕСТВУЮЩЕГО НОРМАТИВНОГО КОНТЕКСТА.
КОГДА ПЕРВЫЕ АВТОМОБИЛИ НАЧАЛИ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ ПОЧТИ СО СКОРОСТЬЮ ПЕШЕХОДА ПО ДОРОГАМ, КОТОРЫЕ ЕЩЕ НЕ БЫЛИ РАЗВИТЫ ТАК, КАК ОНИ ЕСТЬ СЕГОДНЯ, БРИТАНИЯ ВВЕЛА ЗАКОН О КРАСНОМ ФЛАГЕ, ТРЕБУЮЩИЙ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК С КРАСНЫМ ФЛАГОМ ШЕЛ ПЕРЕД КАЖДЫМ ТАКИМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, ЧТОБЫ ГАРАНТИРОВАТЬ, ЧТО НИКТО ИЗ ПРОХОЖИХ НЕ ПОСТРАДАЕТ ОТ ЭТОГО ЧУДЕСНОГО, НО ОПАСНОГО НОВОЕ СОБЫТИЕ В ИСТОРИИ МОБИЛЬНОСТИ. ОДНАКО ОЧЕВИДНО, ЧТО РАЗВЕРТЫВАНИЕ ТАКИХ НОСИТЕЛЕЙ КРАСНОГО ФЛАГА В БОЛЬШИХ МАСШТАБАХ БЫЛО НЕПРАКТИЧНЫМ И НЕОСУЩЕСТВИМЫМ. И ЕСЛИ БЫ НИКТО НЕ ОСМЕЛИЛСЯ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ НИХ, АВТОМОБИЛЬ, ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, НИКОГДА БЫ НЕ ПРОДВИНУЛСЯ ДАЛЬШЕ СТАТУСА ИГРУШКИ БОГАТОГО ЧЕЛОВЕКА – НЕСМОТРЯ НА ОЧЕВИДНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ В МОБИЛЬНОСТИ.
UR5 И UR10 МЕНЯЮТ ПРАВИЛА ИГРЫ. СЕЙЧАС МЫ НАБЛЮДАЕМ АНАЛОГИЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ НА РЫНКЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ РОБОТОВ. РОБОТЫ-МАНИПУЛЯТОРЫ UR5 И UR10 МЕНЯЮТ ПРАВИЛА ИГРЫ. ПРЯМО СЕЙЧАС ОНИ ПЕРЕРИСОВЫВАЮТ ЛАНДШАФТ РОБОТОВ, КОТОРЫЙ СУЩЕСТВОВАЛ ДО СИХ ПОР. КАК ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА, ТАК И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПРОС ПОКАЗЫВАЮТ НАМ, ЧТО РОБОТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ГИБКИМИ И ДОЛЖНЫ УМЕТЬ РАБОТАТЬ В ТЕСНОМ КОНТАКТЕ С СОТРУДНИКАМИ-ЛЮДЬМИ. И ЭТО ИМЕННО ТОТ МОМЕНТ, КОГДА МЫ ВЫХОДИМ ЗА ГРАНИЦЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ НОРМ И ПРЕДПИСАНИЙ. почему? ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО НЕТ ЧЕТКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОГО, ЧТО ТАКОЕ “БЕЗОПАСНЫЙ РОБОТ”. НА ЭТОТ ВОПРОС ТАК ЖЕ ТРУДНО ОТВЕТИТЬ, КАК И НА ВОПРОС ОБ АВТОМОБИЛЯХ: БЕЗОПАСНО ЛИ ЭТО ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ПЕРЕД ВАМИ ИДЕТ ЧЕЛОВЕК С КРАСНЫМ ФЛАГОМ? БЕЗОПАСЕН ЛИ ОН, ЕСЛИ ОН ОСНАЩЕН РЕМНЯМИ БЕЗОПАСНОСТИ, ПОДУШКАМИ БЕЗОПАСНОСТИ, СИСТЕМАМИ ПОМОЩИ ПРИ УДЕРЖАНИИ ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ И ДРУГИМИ ПОДОБНЫМИ ФУНКЦИЯМИ? ХОТЯ ЗА ПРОШЕДШИЕ ГОДЫ МНОГОЕ БЫЛО СДЕЛАНО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМОБИЛЕЙ, ИЗ ГОДА В ГОД НА НАШИХ ДОРОГАХ ПРОИСХОДИТ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО СЕРЬЕЗНЫХ И МЕНЕЕ СЕРЬЕЗНЫХ АВАРИЙ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЛЮДИ ПО ВСЕМУ МИРУ ПО-ПРЕЖНЕМУ САДЯТСЯ ЗА РУЛЬ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, КАК НЕЧТО САМО СОБОЙ РАЗУМЕЮЩЕЕСЯ.
ОЧЕВИДНО, ЧТО ЭТА АНАЛОГИЯ НЕ ДОЛЖНА МЕШАТЬ НАМ ПРОДОЛЖИТЬ ДИСКУССИЮ, КОТОРАЯ ВСЕ ЕЩЕ НАХОДИТСЯ В САМОМ НАЧАЛЕ: ВАЖНО, ЧТОБЫ МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО ТАКОЕ БЕЗОПАСНЫЙ РОБОТ И КАКИЕ ФАКТОРЫ МЫ, ПРОИЗВОДИТЕЛИ, ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ НАШИХ ПРОДУКТОВ, ЧТОБЫ СВЕСТИ РИСК НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ К АБСОЛЮТНОМУ МИНИМУМУ.
МЫ УЧАСТВУЕМ В РАЗРАБОТКЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ, И В UNIVERSAL ROBOTS ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО ОТНОСИМСЯ К ЭТОМУ ОБСУЖДЕНИЮ. ЕСЛИ НАШИ ЛЕГКИЕ РОБОТЫ БУДУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ БЕЗ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА РИСКА АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМА. МОДЕЛИ UR5 И UR10, КАК ПРАВИЛО, ПОДХОДЯТ ДЛЯ РАБОТЫ БЕЗ ЗАЩИТНОГО ОГРАЖДЕНИЯ, ПОСКОЛЬКУ ОНИ ВСЕГДА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ТАК НАЗЫВАЕМОМ РЕЖИМЕ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ. В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТОМ 5.10.5 СТАНДАРТА EN ISO 10218-1:2011 ЭТО ДОСТИГАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ ФУНКЦИИ ОГРАНИЧЕНИЯ УСИЛИЯ. ИСПЫТАНИЕ, ПРОВЕДЕННОЕ В 2010 ГОДУ ДАТСКИМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ИНСТИТУТОМ (DTI) – ОДНОЙ ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ В ДИРЕКТИВЕ 2006/42/EC ПО МАШИННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ, – ПОДТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ИЗ-ЗА ПОСТОЯННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ФУНКЦИИ ОГРАНИЧЕНИЯ УСИЛИЯ РОБОТ НЕМЕДЛЕННО ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ, КОГДА К НЕМУ ПРИКЛАДЫВАЕТСЯ ВНЕШНЯЯ СИЛА ОТ 60 ДО 87 НЬЮТОНОВ. ЭТОТ РЕЗУЛЬТАТ НАХОДИТСЯ В ПРЕДЕЛАХ ПРЕДЕЛА В 150 НЬЮТОНОВ, ПРЕДПИСАННОГО СТАНДАРТОМ EN ISO 10218-1:2006, КОТОРЫЙ ДЕЙСТВОВАЛ В ТО ВРЕМЯ, НО С ТЕХ ПОР БЫЛ ЗАМЕНЕН EN ISO 10218-1:2011. ОДНАКО ЭТО ИЗМЕНЕНИЕ НИКАК НЕ ПОВЛИЯЛО НА БЕЗОПАСНОСТЬ МАНИПУЛЯТОРА РОБОТА, ПОСКОЛЬКУ ДЕЙСТВУЮЩАЯ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ НОРМА ГЛАСИТ, ЧТО УСИЛИЕ И НАГРУЗКА ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ВЫШЕУПОМЯНУТОЙ ОЦЕНКЕ РИСКА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ РОБОТА.
ОЧЕВИДНО, ЧТО МЕЖДУ НОРМОЙ И РЕАЛЬНОСТЬЮ ВОЗНИКАЕТ ПРОПАСТЬ: ISO/TC 184/SC 2/WG 3, КОМИТЕТ ПРИ ISO, ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА РАЗРАБОТКУ НОВОГО TS 15066 ДЛЯ КОЛЛАБОРАТИВНЫХ РОБОТОВ, ОСОЗНАЕТ ЭТО И УСЕРДНО РАБОТАЕТ НАД РАЗЪЯСНЕНИЕМ ПРИМЕНИМЫХ ПРАВИЛ. ОДНАКО ДАЖЕ В РАМКАХ ЭТОГО ОРГАНА ОЧЕВИДНО, ЧТО ДИСКУССИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОЧЕНЬ НАПРЯЖЕННОЙ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, СРОЧНО ТРЕБУЕТСЯ НОВОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ, ПОСКОЛЬКУ СУЩЕСТВУЮЩИЕ НОРМЫ БОЛЬШЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ТЕКУЩЕМУ СОСТОЯНИЮ АВТОМАТИЗАЦИИ, НЕ ГОВОРЯ УЖЕ О БУДУЩИХ РАЗРАБОТКАХ. МЫ УЧАСТВУЕМ В РАБОТЕ ЭТОГО КОМИТЕТА, ПОТОМУ ЧТО СЧИТАЕМ, ЧТО РЫНКУ НУЖНЫ ЛЕГКИЕ РОБОТЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ, НО ИХ ВНЕДРЕНИЕ ТАКЖЕ ТРЕБУЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
ОГРОМНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОЦЕССАХ В СОЧЕТАНИИ С МЫСЛЯЩИМИ И ЗНАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, РОБОТЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ СОЗДАЮТ ОГРОМНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРОЦЕССАХ. НАПРИМЕР, НАШИ КЛИЕНТЫ ИНВЕСТИРОВАЛИ В НАШИ ПРОДУКТЫ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ:
1. МОЖЕТ БЫТЬ ЗАПРОГРАММИРОВАН ОПЕРАТОРАМИ, ДОБАВЛЯЯ ОГРОМНУЮ ГИБКОСТЬ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ
2. ДАТЬ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ВОЗМОЖНОСТЬ РАСТИ РАЗМЕРЕННЫМИ ШАГАМИ, ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ ПОДДЕРЖИВАТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В ГЛОБАЛЬНОМ ЛАНДШАФТЕ, НЕ ПРИНИМАЯ НА СЕБЯ НИКАКИХ РИСКОВ; И,
3. В БОЛЕЕ ОБЩЕМ ПЛАНЕ, УМЕНЬШИТЕ ИЛИ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ УСТРАНИТЕ ЗАЩИТНЫЕ ОГРАЖДЕНИЯ И, ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОБЕСПЕЧЬТЕ БОЛЬШЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И РОБОТА И ГОРАЗДО БОЛЬШЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И РОБОТА МОЖЕТ СОЧЕТАТЬ СПОСОБНОСТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАЧИ, ТРЕБУЮЩИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ПОВТОРЯЕМОСТИ И ТОЧНОСТИ, СО СПОСОБНОСТЬЮ МЫСЛИТЬ И РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ. В UNIVERSAL ROBOTS МЫ СТРЕМИМСЯ СДЕЛАТЬ ВОЗМОЖНЫМИ НОВЫЕ РОБОТИЗИРОВАННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, НО ВЫ ДОЛЖНЫ ПООБЕЩАТЬ БЫТЬ ДУМАЮЩИМ ЧЛЕНОМ КОМАНДЫ, КОГДА РЕЧЬ ЗАХОДИТ О БЕЗОПАСНОСТИ. БЛАГОДАРЯ ТЕХНОЛОГИЯМ И ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ ПРОМЫШЛЕННАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ УВИДИТ НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ.
Свежие комментарии